Бакалавриат Печать E-mail

 

Бакалавриат и магистратура: плюсы и минусы двухуровневого образования

В российских вузах постепенно вводится двухуровневая система образования – бакалавриат и магистратура. Для абитуриентов и их родителей, а также для работодателей, суть перемен не совсем понятна.

Чем лучше привычного специалиста, обучавшегося в вузе 5 лет, может стать бакалавр, на обучение которого уходит всего 4 года? Магистр – это узкий специалист, ориентированный на научно-исследовательскую работу или руководитель и организатор больших проектов?
Попробуем разобраться, начав с официальных определений.

Бакалавриат – базовое высшее образование, ориентированное на практическое применение полученный знаний. Обучение длится 4 года. Выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «бакалавр». Он вправе занимать все те должности, которые требуют наличия высшего профессионального образования соответствующего направления.

Магистратура – следующая за бакалавриатом ступень высшего образования, ориентирующая студента на научно-исследовательскую деятельность. Обучение в магистратуре длится два года и предполагает более глубокое освоение теории избранного направления.  По окончании данной программы, выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании с присвоением степени «магистр».

Традиционный вид высшего образования – «специалитет» предусматривает 5-ти летнее обучение в вузе, по окончании которого выпускнику выдается диплом о высшем профессиональном образовании и присваивается степень «дипломированный специалист».

Для тех, кто в школе учился в профилированных классах, понимание сущности двухуровневой системы образования  будет более доступной. Спроецируем ее на систему школьного образования. Получается следующая аналогия:  те, кто в школе занимался в обычных общеобразовательных классах, обучались, по сути, по системе бакалавриата. Они получали базовое среднее образование, опираясь на которое могли продолжить обучение в  любом вузе, соответствующем их наклонностям и способностям. Система обучения тех, кто занимался в профилированных классах, соответствует системе специалитета. Выпускники профилированных классов чаще всего вынуждены поступать только в те учебные заведения, профилю которых соответствует полученное ими в школе образование. Вот этой ограниченности выбора, усеченности объема фундаментальных знаний в пользу специальных позволяет избежать двухуровневая система обучения.

Сейчас попробуем разобраться, как действует эта система непосредственно в строительном вузе. На смену специалитету приходят  направления и профили. Так, например, вместо самой широкой и популярной специальности «Промышленное и гражданское строительство»  будет представлено направление «Строительство».
В рамках этого направления обучение будет идти по ряду профилей, таких, например, как «автомобильные дороги и аэродромы», «промышленное и гражданское строительство», «водоснабжение и водоотведение» и др. Прежде чем студент определиться со «своим» профилем, он получит основные, общие для всего направления знания. В результате, получив диплом, выпускник со степенью бакалавра сможет работать и в дорожном, и в жилищном строительстве, а также в строительстве и эксплуатации инженерных сетей и сооружений, производстве и применении строительных материалов и управлении недвижимостью.

Возникает вопрос: как за четыре года обучения можно снабдить будущего бакалавра знаниями и умениями, которые специалист получал в течение 5 лет? Получается, что бакалавр гораздо хуже подготовлен, чем узкий специалист?  Конечно, нет! При подготовке бакалавров целый год оказывается «сэкономленным» за счет изъятия из программы специальных знаний и навыков, необходимых только для подготовки узких специалистов.

В большинстве случаев это тот материал, который  необходим для научных исследований или усваивается только при постоянном применении на практике. А если учесть, что развитие науки и техники движется быстрыми темпами, то эти знания и навыки довольно быстро утрачивают свою актуальность.  Да и работодатели привыкли встречать молодых специалистов словами: «забудь все, чему тебя учили в вузе! Здесь все не так!» Сейчас они будут получать выпускника, обладающего прочными фундаментальными знаниями, необходимыми в профессии,  способного быстро адаптироваться к реалиям производства.
Что представляет собой магистратура? Само название этого уровня подготовки уже ассоциируется с наукой и профессорской шапочкой. Происходит от латинского magister — наставник, учитель, и в некоторых странах является начальной учёной степенью.

Если бакалавр почувствовал призвание к научно-исследовательской деятельности по заинтересовавшей его теме, то ему прямая дорога в магистратуру. Магистр – это не только ученый-теоретик, ведущий исследования и преподающий в вузе. Это специалист широкого спектра действия в отдельно взятой узкой области. Магистры обычно становятся руководителями и организаторами проектов, новых направлений в развитии производства.
За разъяснениями  преимуществ двухуровневой системы образования обратимся к специалистам.
Александр Владимирович Воронин, начальник учебно-методического управления ТюмГАСУ:

«Во-первых, бакалавриат, как вид квалификации, принят по международной классификации и приветствуется работодателями во всем мире.
Во-вторых, программы подготовки бакалавров в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) позволяют перейти к любой совместимой профессии без получения второго высшего (или дополнительного к высшему) образования. Кроме того, по Закону «Об образовании» второе высшее образование является платным, а бакалавр может продолжить обучение в магистратуре иного профиля на бюджетной основе, т.к. получает образование по программе третьего уровня. И еще, бакалавры (в отличие от специалистов), поступившие в магистратуру в год окончания бакалавриата имеют отсрочку от призыва на срочную военную службу  в армии еще на 2 года, т.е. на срок обучения в магистратуре».

Однако нужно отметить, что сегодня бакалавр на рынке труда – новинка, к которой работодатели относятся настороженно. Прежде, чем ввести новую систему подготовки кадров, необходимо было создать положительный имидж бакалавра, определить его нишу в кадровой системе, сформировать спрос на специалистов такого уровня. Сейчас приходится одновременно готовить бакалавров и формировать новый бренд на рынке труда.

Александр Алексеевич Большаков, проректор по учебной работе ТюмГАСУ:
«Сейчас главная проблема не в том, что на смену привычным выпускникам-специалистам приходят мало известные бакалавры. Проблема в самом отношении к высшему образованию. Сейчас все стремятся получить его, причем, приложив минимум усилий. А образование – это не то, что само собой «образуется». Его еще нужно суметь воспринять при получении. Деление высшего образования на две ступени в этом отношении – благо. Большинство студентов, которые готовы и способны получить фундаментальное, ориентированное на практику образование, освобождаются от необходимости вникать в непосильные для них научные исследования. А магистров, способных к занятию наукой, много и не нужно».