Интернет-экзамен в сфере профессионального образования

Специальность: 080502.65  – Экономика и управление на предприятии (по отраслям)
Дисциплина: Отечественная история
Время выполнения теста: 60 минут
Количество заданий: 34

Требования ГОС к обязательному минимуму
содержания основной образовательной программы

Индекс Дисциплина и ее основные разделы Всего часов
ГСЭ.Ф Федеральный компонент 1260
ГСЭ.Ф.03 Отечественная история :
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революция и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и Интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80 гг.; нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России и внешнеполитическая деятельности в условиях новой геополитической ситуации.

Тематическая структура АПИМ


N ДЕ Наименование
дидактической единицы ГОС
N за-
да-
ния
Тема задания
1Теория и методология исторической науки1Функции истории
2Методы изучения истории
3Методология истории
4Историография истории
2Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв.5Формирование и развитие Древнерусского государства
6Политическая раздробленность русских земель
7Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда
8Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.)
3Образование и развитие Московского государства9Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.)
10Московское государство в середине - II пол.XVI в.
11?Смута? в к. XVI - нач. XVII вв.
12Россия в XVII веке
4Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв.13Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты
14Правление Екатерины II
15Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв.
16Россия в правлении Николая I
5Российская империя во II половине XIX - начале XX вв.17Реформы Александра II и контрреформы Александра III
18Общественные движения в России II пол. XIX в.
19Экономическая модернизация России на рубеже веков
20Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
6Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.)21Россия в условиях I мировой войны
22Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю
23Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.)
24Гражданская война в Советской России
7СССР в 1922 - 1953 гг.25Новая экономическая политика (НЭП)
26Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим
27Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг.
28СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах
29Внешняя политика в послевоенный период
30Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
8СССР в 1953 - 1991 гг. Становление новой российской государственности (1992 - 1999 гг.)31?Оттепель?
32Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.
33Внешняя политика в 1953 - 1985 гг.
34Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Демонстрационный вариант

ЗАДАНИЕ N 1 ( - выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между функцией исторического знания и её определением.
1) воспитательная
2) познавательная
3) социальной памяти
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A)  способ идентификации и ориентации общества, личности    B)  формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
C)  выявление закономерностей исторического развития   

ЗАДАНИЕ N 2 ( - выберите один вариант ответа)

Историко-сравнительный метод позволяет…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  раскрыть сущность изучаемых явлений путем сравнительного анализа различных фактических материалов    2)  выявить истоки изучаемого исторического процесса
3)  проследить количественные параметры исторического процесса    4)  последовательно рассмотреть динамику исторических процессов

ЗАДАНИЕ N 3 ( - выберите один вариант ответа)

Большую роль в разработке цивилизационной методологии сыграли…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  В. Ленин и Г. Плеханов    2)  С. Соловьев и В. Ключевский
3)  Н. Данилевский и А. Тойнби    4)  К. Маркс и Ф. Энгельс

ЗАДАНИЕ N 4 ( - выберите один вариант ответа)

Основоположником антинорманнизма считается российский ученый-энциклопедист…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  Б.А. Рыбаков    2)  М.В. Ломоносов
3)  Н.М.Карамзин    4)  В.Н. Татищев

ЗАДАНИЕ N 5 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Укажите правильную хронологическую последовательность событий.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  объединение Новгорода и Киева под властью князя Олега    2)  разгром половцев Владимиром Мономахом
3)  призвание варягов   

ЗАДАНИЕ N 6 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Двумя важнейшими политическими центрами Руси в период политической раздробленности были…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  Новгородская республика    2)  Черниговское княжество
3)  Владимиро-Суздальское княжество    4)  Рязанское княжество

ЗАДАНИЕ N 7 ( - выберите один вариант ответа)

Чиновники, руководившие сбором дани на Руси, назывались …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  нойонами    2)  визирями
3)  баскаками    4)  темниками

ЗАДАНИЕ N 8 ( - выберите один вариант ответа)

Следствием победы русских войск на Куликовом поле стало …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  усиление Новгородской земли    2)  укрепление авторитета Московского княжества
3)  заключение союза Московского княжества с Литвой    4)  окончательное прекращение выплаты дани Золотой Орде

ЗАДАНИЕ N 9 ( - выберите один вариант ответа)

С правлением Ивана III связано следующее событие – …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  появление нового герба – двуглавого орла    2)  введение «урочных лет»
3)  феодальная междоусобица    4)  опричнина

ЗАДАНИЕ N 10 ( - выберите один вариант ответа)

Введение опричнины имело следствием…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  провозглашение России империей    2)  укрепление самодержавия
3)  оформление сословно – представительной монархии    4)  начало закрепощения крестьян

ЗАДАНИЕ N 11 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Два термина, относящиеся к системе государственной власти в XVI – XVII вв., – …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  царь    2)  коллегия
3)  приказ    4)  ярлык

ЗАДАНИЕ N 12 ( - выберите один вариант ответа)

Причиной церковного раскола в середине XVII в. стало…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  изменение части догматов и порядка богослужения    2)  создание религиозных сект на Руси
3)  стремление Никона усилить свое влияние на царя    4)  прекращение созыва Земских соборов

ЗАДАНИЕ N 13 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Расположите важнейшие события правления Петра I и эпохи дворцовых переворотов в правильной последовательности.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  провозглашение императрицей Екатерины I    2)  основание Санкт-Петербурга
3)  упразднение приказов и введение коллегий   

ЗАДАНИЕ N 14 ( - выберите несколько вариантов ответа)

К царствованию Екатерины II не относятся две из перечисленных дат – …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  1700 г.    2)  1801 г.
3)  1762 г.    4)  1785 г

ЗАДАНИЕ N 15 ( - выберите один вариант ответа)

Символом реакционного внутриполитического курса самодержавия при Александре I стал…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  А. Бенкендорф    2)  А. Аракчеев
3)  М. Сперанский    4)  К.Победоносцев

ЗАДАНИЕ N 16 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Двумя событиями периода правления Николая I были…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  поражение в Крымской войне    2)  создание «Основных законов Российской империи»
3)  Отечественная война с Наполеоном    4)  завоевание выхода к Чёрному морю

ЗАДАНИЕ N 17 ( - выберите один вариант ответа)

Освобождение крепостных крестьян и другие либеральные реформы были проведены при…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  Александре II    2)  Николае I
3)  Александре I    4)  Александре III

ЗАДАНИЕ N 18 ( - выберите один вариант ответа)

Движение «хождение в народ» началось в _______ году.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  1876    2)  1874
3)  1866    4)  1881

ЗАДАНИЕ N 19 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Двумя источниками политики индустриализации С.Ю.Витте были…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  косвенные налоги    2)  ликвидация помещичьего землевладения
3)  разрушение общины    4)  винная монополия

ЗАДАНИЕ N 20 ( - выберите один вариант ответа)

Первая русская революция привела к...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  ликвидации помещичьего землевладения    2)  учреждению Государственного совета
3)  провозглашению России республикой    4)  созданию Государственной думы

ЗАДАНИЕ N 21 ( - выберите несколько вариантов ответа)

Двумя лозунгами партии большевиков в годы Первой мировой войны были…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  защита своего Отечества    2)  поражение царского правительства в войне
3)  превращение империалистической войны в гражданскую    4)  поддержка своего правительства

ЗАДАНИЕ N 22 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Укажите правильную хронологическую последовательность событий 1917 г.:
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  июльский кризис правительства    2)  большевизация Советов после подавления «корниловщины»
3)  события августа 1917 г.   

ЗАДАНИЕ N 23 ( - выберите варианты согласно тексту задания)

Установите соответствие между датой и событием первых лет Советской власти:
1) разгон Учредительного собрания
2) введение продовольственной диктатуры
3) Брестский мир
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

A)  май 1918 г.    B)  март 1918 г.
C)  январь 1918 г.   

ЗАДАНИЕ N 24 ( - выберите один вариант ответа)

Завершающим этапом крупномасштабной гражданской войны стал…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  разгром армии П.Н.Врангеля и освобождение Крыма    2)  государственный переворот в Омске и переход власти к адмиралу А.В.Колчаку
3)  мятеж Чехословацкого корпуса    4)  объединение вооружённых сил Юга России под командованием генерала А.И.Деникина

ЗАДАНИЕ N 25 ( - выберите один вариант ответа)

Характерной чертой НЭПа являлся (-лось, -лась)...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  допуск частного капитала в экономику    2)  введение продразверстки
3)  отмена хозрасчета на предприятиях    4)  запрещение торговли и товаро-денежных отношений

ЗАДАНИЕ N 26 ( - выберите один вариант ответа)

Форсированная индустриализация завершилась...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  победой над социалистическими элементами в экономике    2)  преодолением технико-экономической отсталости страны
3)  возникновением различных экономических укладов    4)  созданием рыночной экономики

ЗАДАНИЕ N 27 ( - выберите варианты согласно указанной последовательности)

Укажите правильную хронологическую последовательность внешнеполитических событий 1920 – 1930-х годов.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  пакт о ненападении СССР и Германии 1939 г.    2)  переход СССР к политике коллективной безопасности
3)  приход к власти в Германии А. Гитлера   

ЗАДАНИЕ N 28 ( - выберите один вариант ответа)

Событие Второй мировой и Великой Отечественной войн, представленное на фотографии, произошло в …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  марте 1944 г.    2)  октябре 1943 г.
3)  январе 1945 г.    4)  ноябре 1942 г.

ЗАДАНИЕ N 29 ( - выберите один вариант ответа)

В соответствии с договоренностями, достигнутыми на Ялтинской конференции «большой тройки», Советскому Союзу на Дальнем Востоке передавался (-ись) …
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  острова на реке Амур    2)  Чукотский полуостров
3)  полуостров Камчатка    4)  Курильские острова

ЗАДАНИЕ N 30 ( - выберите один вариант ответа)

Характерной чертой социально-экономического развития  СССР в послевоенный период являлся(-ось)...
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  ослабление тотально-бюрократической системы власти    2)  введение карточной системы
3)  слом административно-командной системы    4)  восстановление разрушенного хозяйства

ЗАДАНИЕ N 31 ( - выберите один вариант ответа)

С докладом о культе личности И.В. Сталина Н.С. Хрущёв выступил на _______ съезде КПСС.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  XXI    2)  XXII
3)  ХХ    4)  XIX

ЗАДАНИЕ N 32 ( - выберите один вариант ответа)

К. У. Черненко руководил партией и фактически страной в период ______ годов.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  1982–1983    2)  1965–1982
3)  1985–1991    4)  1984–1985

ЗАДАНИЕ N 33 ( - выберите один вариант ответа)

Ввод советских войск в Афганистан способствовал…
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  укреплению авторитета Советского Союза на мировой арене    2)  установлению разрядки международной напряжённости
3)  установлению военно-стратегического паритета СССР и США    4)  снижению международного авторитета СССР

ЗАДАНИЕ N 34 ( - выберите один вариант ответа)

Россия в 2006 г. живёт по Конституции __________ года.
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1)  1996    2)  1993
3)  1990    4)  1991